Телефон доверия
8 7182 57-85-83
email: sosch21.pawlodar@rambler.ru
Адрес: 140 012, г. Павлодар, ул.Камзина, 346
приемная +7(7182) 60-73-13, вахта +7(7182) 57-85-83, бухгалтерия +7 (7182) 57‒70‒72
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Часы приема Вторник с 15.00 до 18.00 Четверг с 15.00 до 18.00
За год3013741
За месяц253234
За неделю25828
Вчера5618
Сутки1089
Комплексная воспитательная программа «Школа – наш дом»

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет наметить ориентиры по созданию целостной воспитательной системы, помогает сделать педагогический процесс целенаправленным, позволяет проникнуть в сущность и механизмы воспитания.

В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих, создающих красоту цветка. В воспитании все главное: и урок,  и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников между собой и в семье.

Понимая это, в самом начале учебного года педагогический коллектив на расширенном заседании методического объединения классных руководителей выработал следующие заповеди в работе с детьми:

1) почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутье;

2) учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся; прежде всего – личный пример во всем;

3) любое дело надо делать так, словно это твоя лебединая песня. Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, искать свой заветный ключ к сердцу каждого ребенка;

4) барометр любого дела – глаза ребенка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальную личность, неповторимую, уникальную;

5) помни о принципах трех «не»: НЕ спешить, НЕ  вредить, НЕ винить детей в собственных просчетах и ошибках.

Школа – это дом, где формируется и как бы проектируется будущая личность. И в этом «проектировании» важно все. Именно поэтому образовательной, чистой учебной деятельности недостаточно. Какими бы хорошими, полноценными, развивающими ни были уроки, нужны еще какие-то дополнительные инструменты. Поэтому каждый учитель, каждый классный руководитель, помимо дидактической системы, создает   систему воспитательную, связанную с внеклассной работой. Кто-то выбирает в качестве ее стержня  гражданско-патриотическую работу, кто-то использует основные принципы нравственного воспитания, для кого-то важную роль играет туризм.

В «Концептуальных основах содержания деятельности классного руководителя» сказано, что гуманистическая школа осуществляет реальный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы.

 

Данная программа  рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Структура школьной целевой комплексной воспитательной программы

 

Направление воспитательной работы

Подпрограмма

НРАВСТВЕННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

« ДОРОГА  К СЕБЕ»

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ,

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

« ОТ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ –

К ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ»

«ПАТРИОТ»

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКУ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

« МОЙ ВЫБОР»

ДЕТСКОЕ СОУПРАВЛЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСТВА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Программа развития дополнительно образования

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

« СЕМЬЯ И ШКОЛА ВМЕСТЕ»

 

Концепция воспитательной системы

с описанием её компонентов

   1.  Актуальность проблемы

Система воспитания ГУ СОШ №21 отражает гуманистическое направление в воспитательной деятельности школьных педагогов; учитывает свершившиеся коренные переломы в социальной жизни страны; содействует организации воспитания как фактора вхождения подростка в контекст общества.

Система воспитания соответствует требованиям времени и социально-психологической ситуации, объективно существующей в обществе.  Основаниями воспитательной системы школы являются:

– педагогический взгляд на воспитание с позиции общечеловеческой культуры;

– педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в этот мир;

– определение содержания воспитательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства существования ценностных отношений человека к миру и с миром;

Лейтмотивом системы школьной воспитания  выступает отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. Реальный, конкретный, жестокий, прекрасный, понятный и непостижимый мир, полный проблем, которые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь предложенным решением). И, вступая во взаимодействие с этим все более познаваемым и осмысливаемым миром, школьник приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии с этим миром. Так или только так мы можем достичь стратегической цели: формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

 2. Цель и задачи воспитательной системы

Цель:

    Формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

Задачи:

  •   Создание в школе единого воспитательного пространства детства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка.
  •  Формирование сознания, ориентированного на умение в любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, проявлять заботу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию.

 

3. Основные виды совместной деятельности детей и взрослых.

1.Совместные акции и операции, проводимые педагогами и учащимися.

2.Культурно-массовые мероприятия согласно программам, заявленным в воспитательной системе

3.Мониторинг результатов

4.Организация самоуправления в школе

5. Работа кружков, секций, объединений дополнительного образования

6. Лектории для родителей ( согласно плану)

Заявленные для реализации виды деятельности приведут в движение избранные цели и содержание и дадут необходимый результат при постепенном, пошаговом движении:

·         понимание и принятие норм культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа – истина, добро и красота.

·         формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

·         обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

·         формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом.

4. Субъекты воспитательной системы

В воспитательную систему входят  следующие субъекты:

  •   Классный руководитель.
  •   Сами учащиеся.
  •   Родители (законные представители).
  •   Учителя-предметники.
  •   Администрация школ
  •   Психолог

 

5. Внешние  связи  воспитательной системы:

Все представленные субъекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Именно это и является доминантой идеи интеграции составляющих элементов воспитательной системы.

Подробное описание способов достижения целей

воспитательной системы

I этап

 

Цель: пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей.

Основные направления деятельности. Педагогические условия:

– изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;

– изучение социума;

– подбор и расстановка кадров;

– организация работы кружков разного профиля, клубов, спортивных секций, повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для творчества;

– овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на учащихся.

 

II этап

Цель: определить стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы (основные направления, формы и виды деятельности).

Задачи:

– совершенствование работы органов детского самоуправления;

– продолжение традиций;

– развитие в коллективах, классах, в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.

 

Основные направления деятельности. Педагогические условия:

– четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы;

– воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности;

– развитие дополнительного образования: внеурочная кружковая работа, дополнительные курсы; внеурочные творческие мероприятия, участие в районных и областных программах;

– работа в социуме с родителями, общественными и шефствующими организациями;

– создание единого образовательного процесса.

 

III этап

Цель: обеспечить качественные результаты образовательного и воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия педагогических технологий.

Задачи: создание системы отношений, помогающей ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.

Педагогические условия:

– расширение поисковой инновационной деятельности преподавателей и всего педагогического коллектива по построению новых содержательных и организационно-педагогических моделей образования, стимулирующих процесс обучения и воспитания детей в интересах развития личности, семьи, поселка;

– обеспечение преемственности реализуемых образовательных и воспитательных программ в цепи непрерывности младшей, средней и старшей ступеней.

 

Направления воспитательной системы

1. Внеклассная и внешкольная работа по предметам гуманитарного, математического, естественно-географического и других циклов (предметные кружки, интеллектуальные конкурсы, олимпиады).

2. Внеклассная и внешкольная работа по предметам художественно-эстетического цикла. Реализация задач художественно-эстетического воспитания и образования детей, работа кружков и коллективов музыкального, образовательного, декоративно-прикладного творчества, хореографического, театрального направления, проведение смотров, конкурсов.

3. Внеклассная и внешкольная спортивная работа (спортивные кружки и секции, смотры, соревнования).

4. Внеклассная и внешкольная работа по патриотическому, правовому, трудовому воспитанию (программа объединений, смотры, конкурсы, выставки, соревнования).

5. Развитие ученического самоуправления

6. Совместная реализация досуга детей и их родителей (походы, вечера «За чашкой чая», «Огоньки», конкурсы, выставки, интеллектуальные игры, поездки и путешествия).

Такой «крупноблочный» подход к построению воспитывающей деятельности помогает в создании школьной общности. Так быстрее формируется чувство единения, чувство «МЫ», состоящих из ярких «Я».

Каждый класс, являясь единицей воспитательной системы, имеет право на создание внутриклассных традиций, на проявление инициативы, лидерства в общешкольных делах. В развитии индивидуальности каждого ученика имеет большое значение работа классных руководителей по диагностике ученика и классного коллектива, проведение разнообразной внеурочной работы, позволяющей включить детей в разные формы работы, показать их с положительной стороны, позволить им утвердиться хорошими делами в коллективе.

Педагогическая поддержка должна быть опосредованной по результатам диагностики в ходе классного часа, но чаще в индивидуальной беседе.



Таким образом, управление должно идти в системе:

Управление системой

1 Управление воспитательной системой осуществляется гибко, с использованием трех основных форм принятия управленческих решений:

      1. В форме соуправления – на высшем уровне управления такими органами являются конференция школы. Управленческие решения считаются принятыми при достижении соглашения заинтересованными сторонами.

      2. В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, совете детского парламента, профсоюзном комитете.

      3. В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании администрации – коллегиально.

С точки зрения масштаба решаемых задач и субъектов, осуществляющих непосредственное управление, в структуре управляющей системы можно выделить четыре уровня управления:

       1. Уровень стратегического управления – уровень директора.

      2. Уровень тактического управления – уровень заместителя директора.

      3. Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления – уровень руководителей  МО, советов и других органов.

     4. Уровень оперативного ученического управления – уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся.

2 Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):

1. Совместная работа с подразделениями:

а) молодежный маслихат;

б) связь с общественными организациями (дворец школьников, музеи, библиотеки, музыкальные школы и др.);

2. Административная работа:

а) повышение квалификации классных руководителей;

б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам периодической печати;

в) МО классных руководителей;

г) выпуск методических материалов, бюллетеней.

3. Сбор информации:

а) педагогические наблюдения;

б) анкетирование;

в) анализ собранной информации;

г) график диаграмм.

4. Планирование:

а) разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их уровня воспитанности;

б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.

5. Контроль и коррекция:

а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты при директоре и другие формы);

б) корректировка планов и программ.

6. Создание условий для развития личности учащихся:

а) доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;

б) создание материально-технической базы;

г) тесная связь семьи и гимназии;

д) взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;

е) работа с активом учащихся;

ж) семинар для классных руководителей;

з) посещение и анализ внеклассных мероприятий.

Управляющая система создает возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действительным. При взаимодействии всех компонентов управления  мы представляем следующий образ школы и модель ученика:

3 Ожидаемый образ школы:

-          Это  школа, где эффективно функционируют поливариантные компоненты воспитательной среды, а именно: экологическое, гражданско-патриотическое,правовое, нравственное направления, профориентация, организация учебно-познавательной деятельности,художественно-эстетическое воспитание, спортивно-физическое направление, самоуправление и соуправление.

-          В этой школе формируют и развивают личность с творческим началом и развитым интеллектом.

-          В этой школе классные руководители работают по воспитательным программам, основываясь на личностно ориентированном подходе к ребёнку.

Здесь созданы максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.

 

ПРОГРММА

 «От правовых знаний - к гражданской позиции»

средней общеобразовательной школы №21

В современном мире право на образование рассматривается  как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме

Социальная роль  учащихся определяется, прежде всего, их воспитанием, и особенно – правовым воспитанием. Однако как показывают проведенные социологические исследования,
в настоящее время появились новые ценностные ориентации представителей молодого поколения, которые приводят к совершению ими правонарушений.

Так, по данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан, в январе-ноябре 2009 г. в стране почти каждое пятнадцатое (6.6%) преступление совершено несовершеннолетними или при их участии.

С одной стороны, 6.6% – незначительный показатель, если рассматривать его абстрактно. Но сам факт того, что 6.6% от общего числа всех преступлений, совершенных в январе-ноябре 2009 в Казахстане, приходится на молодых людей несовершеннолетнего возраста, свидетельствует о том, что данные подростки уже с раннего возраста вовлечены в противоправную (уголовную) сферу.

Кроме того, для современной молодежи характерны такие негативные социальные девиации, какалкоголизация, табакокурение, наркомания, подростковая проституция, молодежный экстремизм. Приходится констатировать, что такие негативные проявления отклоняющегося поведения сопровождают молодых людей задолго до их совершеннолетия.

В данных наиболее социально опасных девиациях ярко проявляется негативное отношение молодых граждан к праву, закону, правовой нигилизм, неверие в разрешение вопросов правовым способом.

Одной из главных причин этого, на наш взгляд, является недостаточный уровень правового образования молодых граждан в семье, учебных заведениях, со стороны других  социальных институтов.

Результаты социологических исследований, проведенных нами в 2008–2009 гг. в форме опроса (анкетирования) молодых граждан 14–18 лет, показали, что чуть более половины старшеклассников (63.7%) смогли получить необходимые правовые знания в процессе обучения в школе. По мнению самих учащихся, 15.8% из них не получили достаточных знаний в области права. Пятая часть (20.5%) респондентов затруднилась однозначно ответить на поставленный вопрос (рис. 1). 

Таким образом,  в школе остро стоит необходимость создания правовой системы, начиная с начальной ступени, заканчивая старшими классами.

Цель правового воспитания – формирование правовой культуры личности.

Задачи:

  • дать знания о правах, обязанностях , нормах и законах;
  • ввести школьников в сложные правовые отношения;
  • сформировать навыки бесконфликтного общения.


Педагогическая позиция: защита, посредничество, самовоспитание и коррекция собственного поведения и знаний.

 

Возрастной подходв правовом воспитании

Младшие школьники

Задачи:

1.  ознакомление с правами и обязанностями в их амбивалентности;

2.  приучение уважать права других;

3.  ознакомление с правилами и нормами поведения в школе;

4.   формирование позиции ответственного отношения к государственной собственности.

 

Средства и методы: сказки, ситуации, игра.

 

Средний школьный возраст

Задачи:

1.  активное включение в практику самоуправления;

2.  отработка навыков принятия решений;

3.  формирование позиции члена коллектива и ответственного отношения к поступкам;

4  знакомство с правовой основой государства и законами, защищающими и ограничивающими права детей;

5.  знакомство с механизмом защиты прав детей в республике и мире;

6  формирование умения жить в бесконфликтном пространстве.

 

Средства и методы: сюжетно – ролевые игры, дебаты, дискуссии, т.д.

 

Старшие школьники

 Задачи:

1.  активное включение в практику самоуправления и влияние на сохранение традиций правового пространства школы;

2.  знакомство с основами законодательства республики, защищающими права несовершеннолетних;

3.  отработка навыков защиты, самозащиты;

4.  воспитание гражданской ответственности.

Средства и методы: самоуправление, саморегулирование, самоорганизация; включенность каждого в дела коллектива.

Ожидаемые результаты:  Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

 

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«ПАТРИОТ » СОШ  № 21

Наименование программы

Программа патриотического воспитания школьников

«ПАТРИОТ » СОШ  № 21

Исполнители программы

Педагоги и учащиеся  ГУ « СОШ №21»

Цель программы

  •  Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2013 – 2016 гг.

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.
  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
  •  Формирование положительного имиджа ГУ «СОШ №21» через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в городе.

В настоящее время в казахстанском  обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право». Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «Гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье №2 Закона РК “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина Казахстана. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Цель:

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи:

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;
  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов ГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №21»

Организация программы

   Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Организация программы

   Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами  духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

 

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

 

ПРОГРАММА « ДОРОГА К СЕБЕ»

Раздел 1.  Общие положения

   Программа направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.

   Цель программы:   Развитие способностей и познавательных интересов учащихся.

   Ожидаемые результаты:  Устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество; самостоятельное и рациональное мышление; убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах.

Раздел 2. Основные направления и их реализация

 

Направление

Задачи

Содержание деятельности

Организация учебной деятельности учащихся

  1. Развивать умения научно организовать умственный труд.
  2. Формирование ответственности за учебный труд.

- Проведение классных часов

 «Учись – учиться».

- Организация помощи в учебе.

Индивидуальная работа с учащимися

  1. Формирование положительных мотивов учения.
  2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Координация деятельности учителей-предметников.

 

- Диагностика «Мотивы учебной деятельности»

- Наблюдение

 

 

- Привлечение к работе малого педсовета, к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.

- Психолого-педагогическое сопровождение

Развитие познавательных интересов

  1. Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.

 

 

 

 

 

 

  1. Создание общешкольного интеллектуального

      клуба «Эрудит».

- Проведение интеллектуальных игр, предметных недель, декад, олимпиад…

- Проведение ролевых игр, дискуссий, конкурсов для проявления и развития способностей.

 

- Разработка плана деятельности клуба и организация заседаний.

 

 

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКУ»

Согласно определению Всемирного общества здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия…».

Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма
 к условиям среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).

Главная цель  программы сохранение здоровья и оптимизация личностно-профессионального развития субъектов образовательного процесса   на основании внедрения здоровьесберегающих принципов.Повышение квалификации преподавателей  по вопросам культуры здоровья. Это является ведущим условием в решении задач образования в области здоровья

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления,  т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными

нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная программа «Здоровый образ жизни
 от  учителя к ученику »
  направленана внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. В реализации программы задействованы все службы школы:

администрация, учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, медицинский работник.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и

укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и

целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

6. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

7. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

- обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации

образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

- обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы;

- организация рациональной системы питания учащихся;

- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

- разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и

психологического здоровья обучающихся.

2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и

учителями:

- организация семинаров для педагогов школы;

- организация родительского всеобуча;

- конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы;

- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,

противопожарной безопасности.

3. Учебно-воспитательная работа:

- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;

- разработка валеологической тематики классных часов;

- организация работы школьных спортивных секций;

- организация работы кружков валеологической направленности.

4. Профилактика и коррекция здоровья:

- физкультминутки, зарядка для глаз;

- проведение в школе дней здоровья;

- проведение спортивно-массовых мероприятий.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

• обучающиеся;

• классные руководители;

• учителя – предметники (ОБЖ, биологии, физкультуры);

• родители;

• медицинские работники.

• педагог-организатор;

• педагог-психолог;

• администрация школы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

• программа учебных предметов, формирующих основы здорового образа жизни; Дни здоровья.

• пакет диагностики состояния здоровья учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

• повышение уровня профилактической работы;

• формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к

основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

 

ПРОГРАММА « МОЙ ВЫБОР»

(профессиональное самоопределение)

Раздел 1.  Общие положения

   В настоящее время рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

   Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Поэтому при проведении профориентационной работы необходимо выявить индивидуальные психологические качества личности, уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

   Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).

   При построении системы профессиональной ориентации школьников мы придерживаемся структуры, предложенной группой ученых под руководством С.Н.Чистяковой, состоящей из трех элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»);   информация о мире профессий;   осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о самом себе и знаний о профессиональной деятельности).

   В организации профориентационной работы необходим возрастной подход: 1 этап – детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли;    2 этап – подростковая фантазия;   3 этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей;   4 этап – практическое принятие решения. Характер содержания и объем работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы увеличивается профориентационная работа.

   Цель программы:  Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

   Задачи программы:

  • Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.
  • Привлечение родителей к деятельности в рамках программы

Ожидаемые результаты:

-   Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной.

-  Иметь представление о мире профессионального труда.

-  Учащиеся должны уметь самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы.

 

ПРОГРАММА

 « СЕМЬЯ И ШКОЛА ВМЕСТЕ»

« FAST- Семья и школа вместе»

Раздел 1. Общие положения

   Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.

Цель программы:   Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы школы показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Основной ролью родителей, выдвигающейся на первый план, является «партнерство» со школой. То есть родители-партнеры делят со школой не только ответственность за своих детей, за результат образовательного процесса и качество образовательных услуг, но и полномочия, участвуя в выработке стратегии школы, ее реализации и мониторинге достигнутых результатов. Партнерство - одно из условий формирования государственно-общественной системы управления образованием, которое сегодня зафиксировано как одна из целей развития образования на 2010-2020 гг. Для того, чтобы школа сегодня могла отвечать требованиям общества, ей необходимо вступить с обществом в диалог, стать по-настоящему открытой системой.

Инструментом взаимодействия школы и наших родителей становятся новые формы. Второй год в рамках эксперимента НЦКОСО  мы пишем открытый доклад используя технологию  «Оценки потребностей родителей и учащихся в информации о системе образования», который располагаем на сайте школы и знакомим на родительской конференции В мае 2011 года было проведено анкетирование уч-ся и родителей 4,5,9,11 классов. Пожелания родителей было учтены при планировании работы школы в 2011-2012 учебном году.

 Так одной из новых форм взаимодействия семьи и школы стал «пилотный» международный проект « FAST- Семья и школа вместе», подготовленный  госпожой Линн Макдональдс, доктор наук, профессор по социальной работе, основанный на научных исследованиях клинической психологии в университете штата Вискансин-Мэдисон в Высшей школе социальной работы (Великобритания).

FAST – это программа, нацеленная на укрепление семьи, влекущая за собой процесс перемен. Программа FAST изменит то, как «специалисты» относятся и работают с семьями; она изменит то, как семьи относятся и взаимодействуют со школами и другими социальными службами; она изменит отношение семей к самим себе, и то, как они взаимодействуют друг с другом; и, наконец, она изменит то, как различные организации работают вместе. То есть изменений будет много, а все мы знаем, что менять что-либо не просто. Но есть известная поговорка, которая гласит: «Если Вы будете делать то, что делали всегда, то Вы и будете получать то, что всегда получали». Поэтому, если есть возможность для улучшений, то перемены должны произойти, а Программа FAST – это приятный, дружественный и эффективный процесс, который позволяет немного облегчить процесс перемен.

 Рассел Баркли (Russell Berkeley) опубликовал книгу о непослушных детях, уделяя особое внимание синдрому дефицита внимания, гиперактивности детей, а также управления ими. Баркли рекомендует, перед тем как пытаться изменить поведение детей структурированным образом, родители должны проводить особые, ненаправленные игры со своими детьми в течение 20 минут в день.  Он считает, что это укрепляет пару родитель-ребенок положительным эффектом, который необходим, если проведение времени с родителем или одобрение родителей будет использоваться в качестве награды.

 Наша роль заключается в поддержке родителей, чтобы помочь им добиться успеха со своими детьми. Усиление родительской позиции в их собственных семьях.  Все инструкции сначала даются родителям, которые, в свою очередь, должны довести их до детей. 

 Конечной целью этого проекта является повышение вероятности успеха ребенка дома, в школе и в обществе посредством:

выстраивания защитных факторов для ребенка

поддержки родителей  и усиления родительской позиции

расширение участия родителей в делах школы, укрепления социальных взаимоотношений с другими родителями в школе и учителями

снижение риска повседневного стресса для ребенка и семьи

снижение риска злоупотребления алкоголем, наркотиками и прочими психоактивными веществами (ПАВ) для ребенка и семьи

снижения риска семейных конфликтов.

 Проект рассчитан на разные возрастные категории от 5 до 13 лет. В нашей школе проект апробирован с учащимися и  родителями начальной школы.

Итогом внедрения этой программы стали следующие результаты:

·         Усиление родительской позиции( родители становятся сотрудниками, союзниками)

·         Положительная динамика в обучении (динамика в качестве знаний, победы в интеллектуальных и творческих конкурсах)

·         Совместные классные часы, творческие лаборатории

·         Ежемесячные встречи родителей  и детей позволяют решать совместно возникшие  вопросы и определять перспективы

·         Активное участие родителей как во внутри классных так и в школьных мероприятиях

·         Повышение мотивации уч-ся к обучению.

·         Возникновение традиций класса 

 Данная программа - инновация «Семья и школа» вселяет в родителей веру в собственные силы  в многосемейных группах, проводимых после школы, строя отношения среди родителей и между семьями и школой, укрепляя связь родитель-ребенок и усиливая сплоченность семьи.

 

ПРОГРАММА

ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ЦЕНТР ДЕТСТВА»

   На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего,  управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать  условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.

   Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

Задачи:

-  Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

-  Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

-  Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Ожидаемые результаты: Учащиеся  должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.

Данная программа ориентирована на успешную адаптацию детей в школе;  раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка внеурочной деятельности; на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Также программа ориентирована:

·         на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;

·         на формирование у них нравственного самосознания и ответственности;

·         на обучение культуре поведения на основе управления собой;

·         на формирование нравственных позиций

·         на развитие самосознания и культуры самовоспитания.

В основу программы положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок понятий «добро», «доброта», «сознательность», «ответственность», «коллектив», «уважение», «доверие», «сопереживание», «сострадание»,  культуры поведения  и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу. Вся система работы строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности.

Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:

·         развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;

·         создание условий для самовыражения и самореализации  учащихся;

·         формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

·         создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива и развитие личности учащихся в нем;

·         повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;

·         приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, улуса, отечества, используя культурно-образовательную среду;

·         развитие лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности организации;

·         формирование гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе отечества.

·         Программа строится на следующих принципах гуманистической педагогики:

·         признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;

·         уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;

·         уважительные отношения между взрослыми и детьми;

·         создание ситуации успеха.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из восьми разделов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям:

·         ЗДОРОВЬЕ

·         УЧЕБА

·         МИЛОСЕРДИЕ

·         КУЛЬТУРА

·         ТРУД

·         ПРАВО

РАЗДЕЛ   «В МИРЕ ЗНАНИЙ»

Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

Содержание работы:

·         операция «Живи, книга»

·         предметные недели;

·         конкурс «В гостях у Царицы наук»;

·         интеллектуальные игры «Литературный салон», «Окружающий мир»;

РАЗДЕЛ «В ЗДОРОВОМ  ТЕЛЕ  ЗДОРОВЫЙ  ДУХ»

Цель: Укрепление  здоровья  детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Содержание работы:

·         беседы по пропаганде ЗОЖ;

·         встреча с представителями здравоохранения;

·         конкурсы рисунков на спортивную тему;

·         спортивные соревнования;

·         акции против наркомании, курения, алкоголизма;

·         день борьбы со «СПИДом»

РАЗДЕЛ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.

Содержание работы:

·         танцы разных народов;

·         праздники;

·         выставки прикладного творчества;

·         поисковая работа для школьного музея;

·         военно- полевые сборы;

·         смотр песни и  строя;

·         тематические конкурсы посвященные ко дню защитника отечества;

·         встреча поколений;

·         неделя права «Я- гражданин»

·          

РАЗДЕЛ «ЗАБОТА»

Цель: участие детей  и подростков в общественно значимой  деятельности, развитие нравственных качеств.

Содержание работы:

·         встреча с ветеранами великой отечественной войны, тыла и труда;

·         волонтерские работы;

·         оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям

·         шествование над начальными классами и т.д.

РАЗДЕЛ «МОЯ РОДНАЯ ШКОЛА»

Цель: воспитание учащихся на лучших традициях родной школы, истории школы; формирование отношения к  школе, как к дому, где каждый раскрывает свои способности, таланты и обретает друзей.

Содержание работы:

·         изучение истории своей школы;

·         поисковая работа по сбору материалов к юбилею школы;

·         оформление стендов о школе

РАЗДЕЛ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

Цель: Развитие в детях чувства красоты: видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее, формирование эстетического вкуса.

 

Содержание  работы:

·         КТД на экологические темы;

·         Тематические конкурсы рисунков и плакатов;

РАЗДЕЛ «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цель: формирование у учащихся чувства долга, развитие ответственности, реального представления о жизни, умение адаптироваться в этой жизни.

Содержание работы:

·         Активное участие в ученическом самоуправлении;

·         Создание сети научно-исследовательских обществ, клубов по интересам

·         Проведение разнообразных совместно с взрослыми познавательных дел (олимпиады, спартакиады, соревнования, смотры, диспуты)

·         Защита творческих работ

·         Знакомство учащихся с «Декларацией о правах ребенка»

·         Оформление уголка «Твои права и обязанности»;

РАЗДЕЛ «ШКОЛА И РОДИТЕЛИ»

Цель:  педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;  формирование взаимного доверия и  положительного настроя.

Содержание работы:

·         Работа с родительским комитетом;

·         Конкурсы  «Мы читающая семья»; «Вместе-дружная семья»

·         Спортивная эстафета «Мама, папа, я –  спортивная семья»;

·         Родительские чтения;

·         Родительский всеобуч;

·         Родительские конференция «Профессии, которые выбирают наши дети»

Предполагаемый  результат

Осознание подростком своей значимости, понимание того, что он что-либо делает лучше других, что он обладает внутренней силой, которая может привести к желаемому результату. Признание его авторитета среди сверстников и взрослых, развитие навыков общения, активное участие в делах коллектива.

Самоутверждение личности в коллективе, возможность конкретному ребенку свободно высказывать свои взгляды, отстаивать свои интересы.

Освоение активного стиля общения; углубления процессов самораскрытия; отработка навыков понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепление доверительного стиля общения.

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел 1. Общие положения

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.

Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками и спортивными секциями, факультативами.

Раздел 2. Цели и задачи программы

Цель: обеспечить нормативно-правовые условия реализации дополнительного образования воспитательных программ для всестороннего удовлетворения потребностей учащихся в соответствии с законом РК «Об образовании».

Задачи:

– создание нормативно-правовой основы развития системы дополнительного образования;

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков, клубов;

Раздел 3. Концепции дополнительного образования

Основная цель школы – воспитать творческого человека, которому придется жить и трудиться в условиях полного хозрасчета и самофинансирования экономики, рыночных отношений, демократизации и самоуправления, широкой гласности.

Проблема заключается в том, что современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдается воле случая и у большинства остается на плачевном уровне.

Цель реализации нашего проекта – формирование комплексных способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию.

Концепция базируется на идеях личностно ориентированного образования, современных подходах к формированию творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности.

1. Идея приоритетных ориентиров.

В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:

– развития;

– нравственности;

– творчества;

– культуры;

– открытости;

– свободного выбора и ответственности;

– социализации.

Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.

Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.

Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.

Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

2. Идея личностной направленности

В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие  характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности  подлежат  внимательному  изучению, учету и развитию.

3. Идея полуфункциональности

Систему дополнительного образования реализует ряд функций:

– удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, их родителей, педагогов;

– формирование у каждого воспитанника опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих способностей;

– поиск новых форм сотрудничества взрослых и детей;

– методическое обеспечение образовательного процесса.

 

4. Идея сотрудничества

Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:

– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;

– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;

– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.

5. Идея автономности

Дополнительное образование – «это вид образования самостоятельный и самоценный».

Реализация идеи автономности позволяет каждому образовательному учреждению, комплексу, коллективу проявлять самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы.

6. Идея самоценности личности

Предполагает:

– отношение к личности, ее внутренней свободе как к главной ценности системы образования;

– призвание уникальности и неповторимости личности каждого субъекта образовательного процесса;

– уважение достоинства.